18.04.2013
Многолетние и многочисленные обращения моряков морского Одесского региона, с требованиями по пресечению в морской отрасли Украины коррупции и её возрождении, приглашение разосланное 27 января 2013г на запланированное 27 февраля 2013 года собрание моряков и депутатов ВР в Одессе направленные в Министерство инфраструктуры, к чиновникам КМУ, премьер-министру, , вынудили власть заговорить о том, что необходимо подумать о возрождении украинского морского транспорта на опережение 14 февраля 2013 года. В Мининфраструктуры было обсуждено состояние и перспективы развития торгового флота Украины. В мероприятии приняли участие специалисты «профильного ведомства?», Укрморречинспекции, научных кругов, Регистра судоходства Украины, морских торговых портов, представители общественных организаций…
Директор департамента в области политики морского и речного транспорта Мининфраструктуры сообщает, что целью собрания является выработка рекомендаций и предложений по развитию торгового флота Украины. Обсуждён вопрос о регистрации судов иностранных судовладельцев под право плавания под украинским флагом, отмечен самый высокий в мире налог в Украине на транспортную продукцию (60% в Украине против 5% в Панаме).
Главным решением морских специалистов было то, что украинским флотом необходимо считать не флот украинских судовладельцев, а флот под украинский флагом а также и решение о том, что нужно через месяц собраться с конкретными предложениями….
Забегая вперёд, скажем, что на заседании круглого стола в Одессе, 27 февраля 2013 года, выступающие депутаты ВР, руководители научных отраслевых институтов, ветераны и моряки указали, что все предложенные ими в Мининфратруктуры, КМУ и Президенту конкретные программы по развитию морской отрасли (включая и морской транспорт) органами власти были проигнорированы а утверждённые госпрограммы провалены. Приглашённый на заседание директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта на заседание не прибыл.
Вопрос: Для чего же всё-таки морские специалисты собрались на совещание в Мининфраструктуры? Ответ (следует из содержания совещания): Для того, чтобы объявить, что украинский флот не востребован, есть запрос на флот иностранных судовладельцев под украинским флагом.
С чиновниками Мининфраструктуры и моряками речного порта Киев морское сообщество Одесского региона не согласно!
Пояснения начнём с того, что директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта солидному собранию ни одну из существующих проблем в морской отрасли и предложений морской общественности по их разрешению не озвучил (без учёта первой, висящей в воздухе 12 лет) и о результатах своей работе за два года не доложил.
Вниманию читателя предлагаем перечень безобразий в морской отрасли:
1. Регистрация флага. В 2001 году конкретные предложения по данному вопросу Укрморречфлотом были внесены в Правительство. Рассматривались мероприятия по изменению законодательных и нормативно-правовых актов с целью привлечения украинских и иностранных судовладельцев под украинский флаг. Где эти предложения и что по ним сделано?
2. Судостроение. Простаивают производственные мощности на которых могут одновременной строиться 50-60-70 транспортных судов, это рабочие места для 200 тысяч работников, доход – около 1000 млн долларов ежегодно. Ассоциация судостроителей Украины Укрсудпром трижды обращалась к премьер-министру о включении предложений Ассоциации в госпрограмму активизации развития экономики Украины на 2013-2014 г.г. В
августе 2011 года Мининфраструктуры сообщает, что подводить итоги госцелевой программы отечественного судостроения планирует в 2035 году. Что это может означать и почему не в 2135-м? Обращения Укрсудпрома оставлены без внимания.
3. Судоремонт. Мощные и энергоёмкие, прибыльные и современные судоремонтные предприятия оставлены без госзаказа, госпрограммы не выполнены, выделенные десятки миллионов грн растворены в воздухе. Предприятия доведены до разрухи, высокоточные станки и оборудование превращены в металлолом. Так, например, пустующие ОСРЗ №1 и №2 являются структурной частью морпорта, на пустующем ИСРЗ расположился комплекс по переработке зерновых грузов. Обращения морской общественности в прессу, КМУ и Президенту о сохранении предприятий и их рабочих мест для десятков тысяч судоремонтников оставлены без внимания.
4. Морские порты. Идею рейдерского захвата морских портов (курочек, несущих золотые яйца) путём их развала депутаты ВР и чиновники КМУ вынашивают с самого начала образования независимости Украины. Крупнейшие плательщики налогов, градообразующие предприятия стратегического значения, морские порты, находятся под защитой Конституции и Законов Украины, постановлений КМУ и Указов Президента, запрещающих приватизацию этих объектов. Деструктивными методами управления чиновники и депутаты ВР стали разрушать финансовые показатели и экономику украинских портов, издавать законодательные и нормативно-правовые акты, противоречащие вышеперечисленным, со скрытыми лазейками для расхищения госсобственности. Удушение морских объектов выполнялось последовательно и неуклонно: по итогам 2004 года все 20 морских портов Украины были финансово-прибыльными, а через год-полтора два порта были потеряны а менее половины оказались финансово-убыточными. Аресты начальников портов, силовые захваты их кабинетов вопреки ожесточённому сопротивлению коллективов портов, были стёрты и общественности были преподнесены как очередное достижение на пути улучшения производства. Наконец, появилось основание для принятия Закона №4709 О морских портах, вступающего в силу в июне 2013 года и допускающего фактическую их прихватизацию. В полной мере (в ином виде) сказанное относится и к припортовому заводу п.Южный. Всё это — результат творческих усилий координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте и председателя подкомитета по морскому и речному транспорту депутата ВР Крук Ю.Б. Многочисленные обращения Ассоциации Укрпорт и морской общественности в прессу, КМУ и Президенту с требованиями о прекращении рейдерских захватов морпортов оставлены без внимания.
5. Морской флот. Указ первого Президента Украины об акционировании госпредприятия ГСК ЧМП позволил премьер-министру и госчиновникам КМУ в кратчайшие сроки разграбить весь транспортный флот крупнейшего в мире судоходного госпредприятия. В настоящее время украинские судовладельцы, резиденты Украины, регистрируют сотни своих судов под флагами других государств, включая и Молдову. Причины: самое сложное и самое высокое совокупное налогообложение на транспорт в мире, отсутствие Закона о международном реестре судов Украины, ряд положений морально устаревшего КТМ, коррупция. Результат: сегодня доля морского транспорта в ВВП Украины не превышает 2% а могла бы составить и 15% с учётом реализации потенциала морского флота ГСК ЧМП до его акционирования (уничтожения). Многочисленные обращения и предложения общественности по восстановлению морского транспорта прессу, в КМУ и Президенту оставлены без внимания.
6. Структура исполнительной власти морского и речного транспорта. В ней отсутствует логическая вертикаль. Департамент морского транспорта из морпорта Одесса в речпорт Киев в 2001 году был переведен вопреки возмущению и противодействию морской общественности Одесского морского региона и впоследствии был упразднён. Этими акциями чиновники КМУ публично проявили деструктивную политику в морской отрасли. Необходимость восстановления департамента морского транспорта и его возврата вместе с предприятием по сертификации моряков в морской порт Одесса очевидна также как и необходимость восстановления морской отрасли. Обращения моряков и ветеранов морского флота по этому вопросу в КМУ оставлены без внимания.
7. Государственная политика в области морского и речного транспорта. Департамент госполитики в области морского и речного транспорта и его политика представляют из себя мыльный пузырь. В 2011 году депутат ВР обращается в КМУ с депутатским запросом о необходимости разработки комплексной программы развития Украинского Причерноморья и в ответ получает отказ. Собственно Департамент никакими властными полномочиями не владеет, никаких госпрограмм развития морской отрасли не имеет, стремление научных морских кругов и общественности по участию в разработке программ игнорирует. Самим своим существованием сбивает с толку порядочных людей, служит ширмой, за которой чиновники КМУ растаскивают морскую отрасль и нуждается в упразднении.
8. ГСК «ЧМП». Длительное время это госпредприятие формально находится под антикоррупционным управлением, т.е. должна выполняться санация с целью восстановления платёжеспособности, погашения долгов и привлечения инвесторов. Однако, по существу, реально предприятие находится под коррупционным управлением с целью его банкротства. Многочисленные обращения организации ветеранов ГСК «ЧМП» и морской общественности в Правительство и к Президенту с предложениями об участии ветеранов в восстановления ГСК и противодействии рейдерскому захвату недвижимости и инфраструктуры госпредприятия остаются незамеченными.
9. Система сертификации украинского морского плавсостава: подготовка рядового состава и последипломное переобучение командного состава.В 2001 году в отрасль морского транспорта неправомерно, с многочисленными нарушениями законодательства было встроено предприятие – инспекция по вопросам подготовки и дипломированию моряков (ИПДМ), которому неправомерно были делегированы министерские полномочия органа центральной исполнительной власти. Национальные Правила, по которым ИПДМ сертифицирует моряков, в корне отличаются от заложенных в международном морском стандарте для моряков (Конвенция ПДМНВ) тем, что украинские являются самыми сложными в мире. Возникли многочисленные учебно-тренажёрные центры (УТЦ), в которых моряки покупают многочисленные сертификаты, нужные не морякам и международному морскому стандарту о сертификации для моряков, а учредителям и собственникам, фактическим владельцам всей коррупционной сети, системы сертификации украинских моряков. Ассоциация морских старших механиков (АМСМ) выполнила общественное независимое расследование создания предприятия ИПДМ и его статуса. Заключение расследования показало, что ИПДМ является результатом коррупционных схем чиновников КМУ, с 2001 года и по настоящее время находится в неправовом поле. Также АМСМ выполнила общественную независимую антикоррупционную экспертизу положений Правил, по которым ИПДМ сертифицирует моряков и проекта постановления КМУ 20012 года по продлению этих Правил на неограниченный срок. Результаты экспертизы показали, что Правила и проект постановления КМУ Правил являются коррупционными и представляют из себя результат коррупционных схем чиновников КМУ. Многочисленные публикации в прессе, многолетние обращения морской общественности Одесского морского региона в Генпрокуратуру, Минюст и Мининфраструктуры с требованиями о пресечении коррупции в системе сертификации украинских моряков, приведении её в полное соответствие с национальным законодательством а также приведении положений Правил сертификации украинских моряков в полное соответствие с Конвенцией без каких-либо национальных дополнительных коррупционных требований, положительного результата не дали. Ответом всегда были отписки.
10. Налогообложение моряков Украины. Является самым высоким в мире. Так. В Греции налогом в 1% облагаются рядовые, комсостав в 3% и это только, если моряк работает под своим флагом. Если под чужим – и вовсе не облагается налогом. В России норма «183» суток осталась неизменной. Украинские моряки несут значительные материальные расходы при оформления своих конвенционных документов; самостоятельно, без помощи государства, трудоустраиваются на тяжёлую и опасную работу. Стремительное падение товаро-промышленного производства в Украине увеличивает безработицу и число начинающих моряков. Они несут значительные стартовые расходы и, если им повезёт, попадают на судно должниками. Несусветные налоги вызывают справедливое возмущение моряков.
11. Социальная защита моряков. 20 августа 2013 года вступает в силу Сводная Конвенция стандартов условий труда и жизни в морском судоходстве (КТМС-2006), принятая 20.08.2012г Для моряков, работающих под украинским флагом, Конвенция защитит их права по следующим направлениям: бесплатное трудоустройство, заработная плата, сверхурочные, репатриация, компенсации, условия отдыха и питания, медицинская помощь на судне и на берегу. Конвенция содержит требования по обеспечению её Правил со стороны Правительств и судовладельцев. Минсоцтруда и Мининфраструктуры должны форсировать выполнение поручения КМУ о подготовке и имплементации положений Конвенции в украинское законодательство. Госслужба занятости Украины, наделённая полномочиями по контролю и лицензированию в сфере трудоустройства за рубеж, также должна ускорить разработку национального Положения о сертификации агенств по трудоустройству за рубеж в том числе и для моряков. Касательно трудоустройства моряков: Согласно положений Конвенции (Правило 1.3 и 1.4), обязательных для судовладельцев, пользующихся услугами служб найма и трудоустройства моряков, расположенных в странах или на территориях, на которые не распространяется сфера действия Конвенции, судовладельцы должны подтвердить соответствие этих служб требованиям, установленным этой Конвенцией. Изложенное показывает, что сотни морских агенств, имея на руках национальную лицензию, как работали так и будут спокойно работать независимо от того ратифицирует или нет Украина Конвенцию КТМС – 2006. С 20.08.2013 судовладельцы судов с флагом государства, ратифицировавшего эту Конвенцию, должны будут государству порта захода судна доказать, что украинские моряки, работающие на этом судне и трудоустроенные украинским агенством, имеют на это лицензию, признанную Конвенцией. К этому времени это агенство должно будет его иметь. Это — головная боль судовладельца и его агента по трудоустройству и снять её должно Правительство Украины, которое уже объявило, что ратифицировать Конвенцию (защищать права своих граждан) не намерено. При этом с 20.08.2012 и по настоящее время каких-либо разъяснений для морагенств по Положению о сертификации со стороны госслужбы занятости по контролю и лицензированию не имеется.
Вернёмся к заседанию морских специалистов в Киеве 14 февраля 2013 г. Прошло два месяца. Мы не увидели публичных кратких предложений и проектов госпрограмм, представляющих госполитику в области морского и речного транспорта, направленных на реальное восстановление морского флота и морской отрасли Украины. За вышеприведенным нами списком проблем в морской отрасли стоят судьбы сотен тысяч граждан Украины: моряков, ветеранов морского флота, судостроителей, судоремонтников и портовиков; их трудоустройство и социальная защита не только самих специалистов, но и их семей. Главной причиной всех бед мы видим в алчности, коррупции, представляющей из себя болезнь, такую же как наркомания, алкоголизм или раковая опухоль. Коррупция представляет смертельную угрозу государству Украина и должна быть приравнена к преступлению против государства.
Приведенные выше факты показывают, что коррумпированный депутатский корпус и госчиновники открыто игнорируют морское правозащитное общественное движение в защиту интересов государства, гражданских прав и интересов, в полную силу применяют административный ресурс к неугодным. Ручные, поющие с чужого голоса журналисты и общественные деятели, публично шельмуют правозащитников, навешивают на них ярлыки и обвиняют их в антиукраинской деятельности.
Нужно остановить движение Украины в сторону тридцать седьмого года!
Способна ли настоящая власть остановить маховик падения морской отрасли а также, в равной мере, металлургической, угледобывающей, горнорудной, медицинской, ЖКХ (список довольно длинный) и начать раскручивать его в обратную сторону? Весьма сомнительно. Уставшим от политического словоблудия избирателям нужно защитить себя от оболванивания, набраться мужества и сказать правду, уйти от равнодушия и жестокости, прекратить пользоваться подачками; найти в своей среде полную замену депутатам и госчиновникам всех рангов.
Абсолютно каждый должен осознать свою ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и взять её на себя; отобрать эту ответственность у тех, кому её вручили: она им всё равно не нужна. Без выполнения этих необходимых и достаточных условий любые программы и предложения будут оставаться красивым текстом на бумаге. Это – движение снизу.
Можно иначе, сверху, но для этого нужен очень волевой, мужественный лидер, интересы которого совпадали бы с интересами государства. Но такого на политическом небосклоне Украины ещё не было и нет.
Только с ростом активности моряков, шахтёров, горняков, металлургов ….. всего, доведенного до отчаяния народа, появится надежда на рождение созидательного пути развития нашего общества!
«АССОЦИАЦИЯ МОРСКИХ СТАРШИХ МЕХАНИКОВ»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
В.ЧУВИН.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ МОРСКОГО ФЛОТА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
В.ПОЛЯКОВ