Доклад посвящённый «Дню флота Украины» 28.07.2013г.
Ув. моряки ветераны, члены организации, гости.
Впервые у Независимой Украины, украинских моряков, появился свой праздник, 29 июня 1993 года, согласно Указу № 236 первого президента «О Дне работников морского и речного флота» Украины Леонида Макаровича Кравчука.
18 ноября 2008 года, спустя пятнадцать лет, президент Виктор Андреевич Ющенко издаёт указ «О дне флота Украины» № 1053/2008, которым предписывает считать утратившими силу «Указ Президента Украины от 29 июня 1993 № 236 «О Дне работников морского и речного флота» и указывает, « Установить на Украине профессиональный праздник работников морского и речного флота и военнослужащих Военно-Морских Сил Вооружённых Сил Украины — День флота Украины, который отмечать ежегодно в первое воскресенье июля».
Причина изменения названия в указе не указана, таким образом, как видно из текста названия удалив слова работников морского и речного флота, Государство отказалось чествовать труд десятков тысяч работников морского и речного флота и указало праздновать День флота, то есть смысл праздника как праздника именно работников флота исчез из названия.
Затем, Президент Украины Виктор Фёдорович Янукович, в своем указе № 1209/2011 от 30.12.2011 переносит празднование дня флота Украины на последнее воскресенье июля. Таким образом, десятки тысяч жителей Украины – работающих на судах морского и речного флота не только Украины, но и у иностранных судовладельцев, оставаясь гражданами Украины, остались без своего профессионального праздника.
Ветераны флота считают, что наименование праздника «День работников морского и речного флота» был наиболее приемлем и отождествлял празднование действительно труда моряков украинцев.
Необходимо отметить, что десятки тысяч моряков, граждан Украины, из за отсутствия собственного торгового флота у нашего государства, работают в наймах, на судах иностранных компаний, получают образование в морских учебных заведениях нашего государства, привозят свою заработную плату в Украину, наполняя её бюджет.
Поэтому несправедливо лишать наших граждан-моряков, которые являются работниками морского и речного флота, работая на судах всего мира, иметь свой профессиональный праздник.
Совет Организации ветеранов флота ГСК «ЧМП», обращается к всем компаниям, общественным организациям и просит поддержать инициативу Совета, о возвращении наименования праздника всех моряков Украины, работников морского и речного флота и праздновать его как и прежде в первое воскресенье июля как «День работников морского и речного флота», так же Совет считает необходимым обратиться к руководству страны и лично к Президенту Виктор Фёдоровичу Януковичу с просьбой издать соответствующий Указ.
Подводя итог 20 летнему юбилею со дня издания первого Указа, первого президента Украины о праздновании «Дня работников морского и речного флота», необходимо отметить, всё что происходило с флотом Украины, трансформировалось вместе с наименованием этого праздника.
Морской и речной флот был флотом не только флотом всесоюзного значения, перешедшим в собственность нашего государства, при разделении имущества СССР, но и занимал ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ МЕСТ по объёму тоннажа на мировом рынке.
Черное море, г.Одесса, были южными воротами огромного массива грузопотоков сначала Российской империи, а затем и Советского Союза.
При таких мощных, с огромным сырьевыми и промышленными ресурсами, экспортно-импортным потенциалом государственных образований, сомнений в том, нужен ли морской флот таким государствам или нет, всегда был в пользу того, что безусловно морской флот был нужен.
Можно многократно богатеть мыслью о том, что гордость морской державы это флот, однако реально всегда возникает вопрос, что перевозить этим флотом?, если нечего перевозить, значит и флот не нужен.
Сторонники этой концепции, нужен в этом случае морской флот державе или нет, к сожалению, исходят только из того, что промышленный и экономический потенциалы Украины, как видно из статистики экономического развития, навсегда утеряны и перевозить нечего. Эти сторонники ничегонеделания, всегда будут склонять государственных деятелей, чиновников, руководителей большого бизнеса, иногда мало разбирающихся в коммерческих возможностях эксплуатации флота, к упрощённому, дилетантскому подходу к необходимости наличия или нет морского флота у Украины как морской державы. Такой подход был изначально заложен в умы первых из первых государственных деятелей в первые годы образования нашего государства, независимой Украины и как мы видим из дальнейших метаморфоз с флотом, передался по наследству.
Дословно, можно привести такие слова и основную мысль первых государственных деятелей независимой УКРАИНЫ, ставшую началом отказа Украины от статуса морской державы и тогда станет понятен ответ на вопрос, почему не возрождается морской торговый флот?, если его ненужность государству стала политикой нашего государства.
Приведу слова, из недавнего интервью первого Президента Украины, которое опубликовано практически во всех средствах массовой информации, дословно…
… «И сегодня ставится вопрос: а нужен ли Украине торговый флот? Я многим задавал этот вопрос. Государству — не нужен! Убежден: государству ЧФ не нужен. Торговый флот должен принадлежать частным компаниям, которые, если у них появится потребность, «постепенно» восстановят торговый флот».
Исходя из такого посыла обществу о политике государства в отношении развития торгового флота, уже в наши годы, спустя два десятилетии, как оказалось, осуществилась стратегическая цель достигнутая Государством в отношении необходимости наличия торгового флота Украины, высказанная в этом интервью, а именно – «Государству торговый флот не нужен».
Соответственно, во исполнение этой государственной доктрины, сегодня торгового флота нет, и как сказано Леонид Макаровичем – Государству торговый флот не нужен.
Возникает справедливый вопрос К ТАКОЙ ДОКТРИНЕ, почему СУЩЕСТВУЮТ судоходные компании, суда которых носят государственные флаги государств, у которых нет собственной грузовой базы, которые перевозят грузы иностранных фрахтователей, и на борту которых работают ГРАЖДАНЕ ТОЛЬКО ЭТИХ ГОСУДАРСТВ?
Что дальше? неужели, более чем двухсотлетнее существование и развитие торгового флота Северного Причерноморья и г.Одессы, а вмести с ним судостроения, судостроительных и других технологий, множества экспедиторских, транспортных, агентских, шипчандлерских и других береговых компаний которые могли бы обслуживать флот и создали бы десятки тысяч рабочих мест, чем может гордиться морская держава Украины, должно быть забыто и вычеркнуто их дальнейшего развития государства? Неужели и к этому вопросу, как видно из реалий по флоту на сегодняшний день, нет необходимости возвращаться из за существующей политики Государства и чиновников, осуществляющих морскую политику в государстве?
По данным комиссии ООН по вопросам развития и торговли United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD — совокупный дедвейт торгового флота Украины на 1 января 1993 года насчитывал 6,177 млн тонн. Причем, доля украинского торгового флота в мировом торговом флоте составляла около 1%, что позволяло стране занять 25-е место в рейтинге крупнейших морских стран мира. К слову, 17 лет спустя, в 2010-м, дедвейт отечественного флота насчитывал всего 904 тыс тонн, что отбросило Украину на 72 место в рейтинге.
Общий объем грузоперевозок в Украине в 2012 году до сих пор не вернулся до отметки максимального докризисного уровня 2007 года.
В структуре грузоперевозок доминирует продукция предприятий горнометаллургического комплекса — руда, кокс, черные металлы, металлолом (суммарно — 40 %), энергетические материалы (нефть, нефтепродукты, энергетический уголь (18 %) и минерально-строительные грузы(13 %).В то же время доля высокотехнологичных грузов меньше5 %.
Необходимо подчеркнуть, что в Украине структура грузоперевозок по видам транспорта отличается от других европейских стран, сопоставимых с Украиной по территории и обладающих большими судоходными реками, а именно Германии и Франции. Например,
если в этих странах доля речного транспорта является значительной — 16 %, то в Украине она составляет всего 1 %. Возможности такой крупной артерии, как Днепр, практически не используются.
Сегодня, использование судоходной части Днепра, вопрос чрезвычайно актуален, учитывая неудовлетворительное состояние автодорог в Украине. Европа, уже сегодня срочно принимает на уровне Евросоюза с обеспечением государственными дотациями, развитие речного флота и внедрение программы по переводу большей части грузопотоков с автомобильного транспорта на перевозку речным флотом.
Как Вы видите, мир не стоит на месте, и искусственно создавать состояние застоя в морской и речной отрасли Украины, недопустимо!
Уважаемые господа.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ ФЛОТА Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство», совместно с теми, кому не безразлично, будет Украина морской державой или нет, вносит свой посильный вклад в дело возрождения морского флота Украины, в результате чего будут созданы новые рабочие места не только для моряков, но для множества компаний обслуживающих флот.
В настоящее время обозначились несколько путей ВОЗМОЖНОГО возрождения морского флота Украины, силами общественности и тех, кому не безразлична судьба морского и речного флота УКРАИНЫ.
27 февраля 2013 года , Одесской областной и городская организации работодателей и Организацей ветеранов флота ГСК «Черноморское морское пароходство», был проведен Круглый стол- «Украина: морская держава или страна у моря? Морская отрасль — проблемы и пути возрождения морского флота, Черноморского морского пароходства».
Всесторонне рассмотрев состояние морской отрасли Украины и проблему возрождения Черноморского морского пароходства, участники круглого стола, специалисты морской отрасли, образования и науки, депутаты Украины и России, более 60 участников, единогласно приняли Резолюцию к Президенту, правительству, Министерству инфраструктуры, и другими органам исполнительной власти из 12 пунктов, с конкретными предложениями о путях возрождения морского флота и Черноморского морского пароходства. С документами Круглого стола вы можете ознакомиться на сайте нашей ветеранской организации.
Протокол заседания, резолюция сброшюрованные в виде буклета на 32 листах, были разосланы в 26 адресов, Президенту и заканчивая Департаментом политики морского и речного транспорта Украины.
Никакой реакции исполнительной власти на материалы этого документа до настоящего дня нет.
Однако, созданная согласно резолюции постоянная рабочая группа, результатом которой должно быть создание СП «Черноморское морское пароходство» совместно с Россией, продолжает работать и в настоящее время.
По предложению экс. Президента «АСК – Бласко ЧМП» Кудюкина Павла Викторовича, озвученного общественности на Торжественном заседании в честь 180 летия Черноморского морского пароходства, им была создана рабочая группа, по разработке концепции создания Акционерного судоходного концерна « БЛАСКО» с целью возрождения морского пароходства в г.Одессе.
Основа этого предложения, по примеру того, с чего начиналось Черноморское пароходство – РОПИТ, создать АСК «Бласко», с участие в этом судоходном концерне всех желающих юридических и физических лиц, инвесторов как отечественных, так и иностранных.
Предполагается строительство среднотонажных судов до 70 тыс.тонн водоизмещения и нескольких крупнотоннажных балкеров.
Экономические разработки, экономическое обоснование работы АСК Бласко, как сообщил Павел Викторович, уже сделаны. Проработано два финансовых потока на строительство балкеров.
Нашей ветеранской организации было предложено принять участие в работе этой рабочей группы, что мы и сделали, вместе с ним и его командой, рабочей группой под его руководством, работа рабочей группы продолжается.
Для нас ветеранов флота ГСК ЧМП, как обещано,будут предусмотрены бесплатные акции созданного АСК Бласко, на проценты материальной помощи от которых, ветераны флота смогут приобретать себе медицинские препараты, укреплять здоровье.
Флаг, развевающийся над теплоходом, олицетворяет не только его национальную принадлежность, но экономическую и политическую мощь государства. Каждое государство стремится максимально увеличить тоннаж флота под своим национальным флагом, демонстрируя
символ своей страны в портах Мирового океана, что к сожалению не происходит в нашем государстве.
Национальный флаг на судне означает, что судно находится под защитой своего государства в период плавания в международных водах и на нем применяется соответствующее законодательство. Несмотря на то, что в наше время все мировое судоходство подчиняется единым нормам и конвенциям, одинаковым для всех судовладельцев, национальный флаг над судами отечественных судовладельцев остается предметом большого
интереса для каждой страны, в которой реально заботятся о своей экономической и политической независимости.
Под руководством профессора, доктора экономических наук, Вице президента Ассоциации морского права Украины, заместителя директора по научной работе Национальной Академии Украины Котлубай алексей Михайловича, была создана законодательная база, разработана методология как сделать Украинский флаг привлекательным.
Кроме престижа, возможность регистрации флота под свой флаг это будет приносить и значительные поступления в бюджет. Даже такие сухопутные государства, как, например, Монголия и Беларусь, уже имеют «свой» флот под флаг которых регистрируют суда различные судоходные компании, и только это, при отсутствии у этих государств собственного флота, приносит доход в виде ежегодного регистрационного взноса. Причем выгода для государства возникает уже с момента оформления документов, дающих право плавания под национальным флагом этих государств.
За двадцать лет разговоров о том, как сделать флаг Украины привлекательным, какого либо документа или хотя бы проекта со стороны исполнительной власти, в том числе от Кабинета Министров и Министерства инфраструктуры, как по этому вопросу так и не появилось. Создание всевозможных рабочих групп этих ведомств, их работа, обычно заканчиваются переводом килограммов бумаги, бюджетных денежных средств и нулевым результатом.
Вопрос об открытии украинского второго реестра стоит на повестке дня в нашей стране уже не первый год, и Государство не желает его решать.
Бизнес готов вкладывать деньги в судостроение, однако главный аргумент против — украинская законодательная база. Судовладелец находится под жесточайшим прессом всевозможных налогов и сборов, а также многочисленных законных и подзаконных актов, зачастую не согласующихся друг с другом. Нормально эксплуатировать флот, накапливать средства на реновацию, ремонт и приобретение новых судов невозможно. Налоги, никому не под силу, отчисления составляют около 85 процентов, что не позволяет бизнесу строить флот и создавать рабочие места для работников морского и речного флота
на отечественных судах и в создаваемых для управления этим флотом судоходных компаниях.
Уважаемые ветераны, гости.
В этом докладе, приведены только единицы возможных путей возрождения морского флота нашего государства, увеличения рабочих мест для граждан Украины, для тысяч выпускников морских учебных заведений.
Общественности Украины, украинскому бизнесу, необходимо убедить первых лиц государства, государственных деятелей Украины, что без немедленно поворота Государства лицом к проблеме возрождения морского и речного флота Украины, даже у тех, как сказал первый президент «если у них появится потребность, «постепенно» не смогут восстановить торговый флот.
От имени Организации флота ветеранов Государственной судоходной компании Черноморское морское пароходство, поздравляем всех присутствующих и находящихся на берегу и в море работников морского и речного транспорта с 20 юбилее этого праздника.
Желаем всем крепкого здоровья, счастья, семь футов под килем, и уверены, что Украина в недалеком будущем, будет иметь торговый морской и речной флот.
Да здравствует труд работников морского и речного транспорта.
С праздником дорогие коллеги!!!