Одесситы помнят то время, когда десятки судов стояли на рейде в ожидании швартовки к причалам Одесского порта, когда шли на работу в многочисленные предприятия морской отрасли, в экипажи судов Черноморского морского пароходства, АПТР, Черазморпуть, Портофлота. Это было время, которое давало работу и обеспечивало строительство и процветание Одессы.
К сожалению, это время, в суматохе экспериментов над государством, может стать забытым навечно прошлым, которое будет потеряно безвозвратно. Неужели это действительно так и будет? Неужели Одесса перестанет быть «Жемчужиной у моря»?
Одесситы с этим не согласны. Многочисленные статьи в прессе, проведённые круглые столы по инициативе гражданских институтов на темы: возрождения морского флота, судоходства как в прибрежной части г. Одессы, так и в северном Причерноморье, Черноморского морского пароходства в г.Одессе, дают основания быть уверенным в том, что гражданскому обществу не безразлично, каким будет наш город в будущем.
Последние статьи Владислава Китик на эту тему в газете Моряк Украины №42, с красноречивым заголовком «Есть ли жизнь без флота?, и ответом в этой же статье — «Без флота государству жизни нет !», где предлагается вернуть часть судов государственной собственности, переданных государством на время, в управление иностранным компаниям, № 46, где юристы ЮФ «АНК», предлагают внести изменения в статью 32 Кодекса торгового мореплавания Украины КТМУ). Эти изменения разрешат нести флаг Украины тем судам, которые принадлежат зарегистрированным в Украине юридическим лицам, вне зависимости от того, есть или нет у них в уставном капитале иностранные инвестиции. И что же, прошёл год, проект закона № 3294 по изменению ст. 32 КТМУ подготовленный ЮФ «АНК», Верховной радой даже не рассмотрен.
Многочисленные конференции, круглые столы, по улучшению работы портов, железнодорожных станций, с участием представителей морских частных компаний и государственных предприятий, чиновников различного ранга, приглашаемых зарубежных «учителей», горы бумаг по итогам этих мероприятий с рекомендациями и предложениями Кабинету Министров, Министерствам, до настоящего времени не расшевелили полный застой, происходящий в морской отрасли Украины. Чиновники, не желают вести диалог с морскими институтами гражданского общества, существуют сами по себе. В результате из — за непринятия адекватных решений по морской отрасли она фактически перестала существовать, остались только морские порты, перспектива которых туманна.
Многолетнее бездействие по сохранению и развитию морской отрасли и морского флота, скрытность принятия решений, отсутствие каких либо планов и программ, позволяет «втихую» доводить государственные морские предприятия до банкротства, лишая Украину последних островков морской отрасли.
Предложения морских гражданских институтов общества, включая отраслевых научных работников, профессионалов – ветеранов флота и берега по возрождению морской отрасли Украины, флота, Черноморского морского пароходства является политически, экономически и социально целесообразными. Неоднократно, эти предложения как мнение гражданского общества, направлялись предыдущему руководству государства, до настоящего времени оставались и остаются безответными, демонстрируя отсутствие обратной связи исполнительной власти к институтам гражданского общества, связь, которая должна быть, если мы видим себя европейской державой.
Суть части этих предложений:
— реформирование морской отрасли, возрождение судоходства судами национального флага, является кардинальным вопросом национальной безопасности Украины. Его решение зависит от политической воли руководства государства;
— Народным депутатам Верховной Рады Украины, необходимо безотлагательно инициировать принятие Законов Украины «О международном реестре судов Украины», проект которого был разработан ранее институтом проблем рынка, «О морской политике Украины», « О транзите». Для создания основ развития морской отрасли инициировать внесение изменений в Налоговый и Таможенный Кодексы, ст. 32 КТМУ, присоединение Украины к Конвенции о труде в международном судоходстве и др.
— создание в г.Одессе, как центре морской науки и портов Украины «Морской коллегии Украины» , отвечающей за морскую деятельность страны, с включением в ее состав представителей центральных органов государственной власти, руководителей приморских регионов, представителей частных судоходных компаний и морских предприятий, профессионалов гражданских институтов морской отрасли, для координации работы исполнительной власти с учётом коллегиального, консультативного обсуждения вопросов по руководству морской деятельностью государства;
Во многих статьях, авторы радостно сообщают читателям, принеся «благую весть, что сбылось!», в нынешнем составе Верховной Рады, появятся депутаты – моряки и морская отрасль их праведными трудами и будущими законами возродит отрасль и поплывут пароходы и взлетят ввысь грузообороты портов и заработает судостроение и судоремонт. Создаётся такое впечатление, что в предыдущих каденциях Верховной рады, не было Народных депутатов морского профиля и поэтому морская отрасль доведена до состояния полного банкротства, и с их появлением, так сказать, « мощного морского блока Народных депутатов», начнётся её возрождение. Поживем — увидим…
23 октября, Президент Украины, осуществил рабочий визит в Одесскую область, в ходе которого была представлена «Стратегия – 2020», однако, не было озвучено ни слова о государственных планах, программе, если таковая нужна, возрождении морского флота Украины, планов по морской отрасли, которые существенным образом сказываются на экономическом потенциале северного Причерноморья и г.Одессы. Следовательно, надо понимать, государственной стратегии развития морской отрасли и морского торгового флота сейчас нет, она не оформлена в стратегических программах нашего государства как Морской державы, тогда следует об этом всенародно заявить, что до 2020 года государство, возрождением морского флота и развитием морской отрасли заниматься не будет и объяснить честно и открыто гражданскому обществу, в силу каких обстоятельств и причин. Или хотя бы несколько слов, при каких условиях возможна перспектива возврата Украине былой славы Морской державы.
Исходя из планов «Стратегии 2020», приоритет будет отдан речному транспорту — флоту, который строит сельхозпредприятие ООО СП «Нибулон», имеющее свою частную судоходную компанию: 28 несамоходных барж; 6 строящихся речных буксиров. Самый молодой речной грузовой несамоходный флот в Украине. ООО СП «Нибулон», при поддержке государства, обещает восстановить грузоперевозки по реке Днепр.
Тема перевозок грузов по реке Днепр не нова, однако непонятно, каким образом, при многолетней заилистости судоходного хода каналов реки, грузоперевозки будут восстановлены? Кем будет восстанавливаться, когда и за чей счёт? Кто будет финансировать и за счет, каких средств постоянно будут поддерживаться соответствующие проходные глубины речных каналов, подходных каналов к речным причалам и портам, шлюзы и средства навигационного оборудования?
Проект восстановления грузоперевозок по Днепру требует консультаций с морскими гражданскими институтами, общественными советами при министерствах и областных администрациях, как это требует Постановление от 3.11.2010 года КМУ № 996 утверждённый им Порядок проведения консультаций и экспертиз, особенно если это касается использования средств государства. Будем надеяться, что желаемое воплотится в действительное и поплывут баржи с зерном и другими грузами по реке Днепр.
В любом случае ООО СП «НИБУЛОН» хоть что — то делает, для поднятия престижа Украины как в судостроении, так и в грузоперевозках собственным украинским речным флотом, строя баржи, речные буксиры за свой счёт, для перевозки собственной продукции – зерна.
В нашем государстве есть и другие крупные частные и совместные предприятия, которые выпускают достаточно в больших объёмах товары ни только для одной судовой партии, это грузы : чёрной металлургии, химической промышленности, минеральное сырьё, зерно и др. Владельцы этих предприятий под патронатом государства, могли бы построить на отечественных судоверфях украинские суда для перевозки собственных грузов, как это уже делает ООО СП «НИБУЛОН».
Государство Украина, безусловно, будет меняться к лучшему, эту уверенность вселяет представленная в г. Одессе Программа Президента «Стратегия 2020». Морская общественность, институты гражданского общества г. Одессы, не должны оставаться в стороне от процессов, происходящих в морской отрасли и влияющих на экономику нашего региона.
Остаётся надеяться, что государственные деятели, вновь избранные Народные депутаты Украины, крупные украинские экспортёры грузов, воспользуются опытом ООО СП «НИБУЛОН» и в ближайшее время будет заложен киль первого Украинского морского сухогрузного судна на судоверфях Украины, возрождая многовековую историю Черноморского морского пароходства в г.Одессе.
Капитан дальнего плавания,
Пастернак О.Я.