Черноморское морское пароходство — старейшее пароходство на Черном море, начинающее свою историю во времена Российской Империи, когда в 1833 году было создано акционерное Черноморское общество пароходов для установления постоянных сношений между Россией и Османской империй. Базовый порт пароходства — город Одесса
.
16 мая 1833 года при поддержке М. С. Воронцова ставшего в1823 году Новороссийским генерал-губернатором и министра финансов Е. Ф. Канкрина, император Николай I одобрил создание сроком на десять лет, акционерного общества для установления постоянных сообщений между Одессой и Константинополем посредством пароходов. Так появилось на свет «Черноморское общество пароходов» — родоначальник Одесского Черноморского морского пароходства, а Одесса стала «южным морским окном»
России на Запад. Было решено, что пароходная флотилия акционерного общества будет состоять из трех судов: «Невы» и строившихся в Николаеве пароходов «Император Николай» и «Императрица Александра». Из них два парохода предполагалось использовать для почтовых перевозок и один для буксировки русских парусников в Босфоре. Непосредственным организатором «Черноморского общества пароходов» был одесский градоначальник действительный статский советник Алексей Ираклиевич Левшин.
В 1843 году «Черноморское общество пароходов» было реорганизовано в «Экспедицию постоянных пароходных сообщений Одессы с Константинополем», которая в1845 объединилась с «Комиссией новороссийских пароходов», управлявшей пароходами ходившими по внутренним черноморским линиям, и получила новое название: «Новороссийская пароходная экспедиция», сокращенно — Одесская экспедиция. Пароходы Одесской экспедиции «Наследник», «Митридат», «Андия», «Дарго», «Бердянск», «Таганрог», «Петр Великий», «Таганрог» (железный), «Луба (железный), «Тамань» (железный), «Граф Воронцов» (железный), и др. обслуживали внутренние черноморские и азовские линии. Для первой черноморской международной пароходной линии Одесса — Константинополь в 1843 году в Англии были заказаны 4 пароходофрегата с паровыми машинами мощностью в 250 л. с.: «Одесса», «Херсонес», «Крым» и «Бессарабия».
В 1856 году на основе «Новороссийская пароходная экспедиция», было создано акционерное общество: «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Одесская главная контора общества разместилась в бывшем дворце И.О. Витта на ул. Ланжероновская, здании, в настоящее время принадлежащим Черноморскому морскому пароходству.
13 июня 1922 года Совет Труда и Обороны республики учредил в системе Наркомата путей сообщения государственные пароходства Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское, а общее руководство их деятельностью возложил на Центральное правление Госторгфлота.
В 1991 году, накануне распада Советского Союза Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 300 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных и специализированных судов различных классов, водоизмещением 5 млн.тонн. Оно было ведущим в морском флоте СССР, который на
1 января 1990 года состоял из 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн т, 67 портов и 26 судоремонтных предприятий.
1991 год ЧМП закончило с прибылью в 270 миллионов рублей и валютной выручкой в 788 миллионов долларов.
На январь 1998 года осталось 15 судов.
В июле 2004 года компания имела 6 судов
В декабре 2010 года Министерство транспорта и связи Украины было в очередной раз реорганизовано, и ЧМП было подчинено созданной «Государственной службе морского и речного транспорта» теперь уже Министерства инфраструктуры Украины,службе , как и все предыдущие, руководящие морским флотом украины, прекратила своё существование, но уже в связи с отсутствием флота.
Процедура санации, банкротства ГСК «ЧМП» продолжается.
Архивы за месяц: Май 2015
Празднование Юбилея — 70 летия Дня Победы, 9 мая 2015г.
Ветеран флота, штурман, 50 лет отдавший морскому делу, председатель комиссии по истории ЧМП Олег Николаевич Булович вспоминает : «В годы Великой Отечественной войны одесские моряки защищали Родину на передовых рубежах . Часть торговых судов были мобилизованы в Военно-Морской флот, а остальные, включая суда портофлота , буксиры и самоходные баржи совершали «огненные рейсы» по доставке военной техники, продовольствия, высадке морских десантов, вывозу оборудования заводов и фабрик. Председатель Организации ветеранов флота Олег Яковлевич Пастернак, особо подчеркнул, в море, уходили транспортные суда гражданского флота с ранеными. Многие из них так и не дошли до портов назначения и остались в морской пучине. Так, судно «Армения», которое имело по различным данным от 5 до7 тысяч человек на борту, и несмотря на то, что шло под флагом Красного Креста, было атаковано немецкой авиацией и затоплено. Спастись удалось только восьмерым… В общей сложности из 245 судов Черномор-Азовского пароходства, за годы войны погибло порядка 111 судов разного назначения.
Говоря о подвиге моряков в 1941-1945 годах, уместно напомнить стихи поэта Игоря Шаферана : «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным». Так, легендарное пассажирское судно «Львов» стало единственным кораблем, удостоенным боевым орденом Красного Знамени».
Морское дело ─ профессия отважных, мужественных и сильных духом, способных преодолевать шторма, долгое расставание с любимыми и семьей, умеющих не терять рассудок в аварийных ситуациях. Нельзя научиться тому, это дается самой природой, и поэтому первый рейс, как правило, становится определяющим. Трудовые подвиги моряков прославили их в мирное время и по-праву навсегда останутся в летописи нашего города. Любовь и признание их чести и доблести ─ в сердце каждого истинного одессита.
Заведующий лабораторией морской гидротехники института «Черноморниипроект», профессор Михаил Борисович Познер выразил общее мнение тех, кто ежегодно в этот день обязательно приходит на мемориал: «Несмотря на тяжелый период в истории нашей страны, ветераны флота, их семьи, во многих из которых традиционно сформировались профессиональные династии, и все, кому небезразлична судьба и будущее Южной Пальмиры, надеются, что торговому флоту в Одессе ─ быть! Должны возродиться старейшие морские традиции и ушедшая в прошлое культура встречи моряка из далекого рейса ─ с ее непременными одесскими блюдами, ожиданиями на рейде, бесконечными разговорами о морских приключениях и долгожданными сувенирами из заморских стран. Молодежь, выбирающая эту профессию, не должна обращаться в иностранные крюинги, но иметь право идти в рейс от своего берега и под флагом своей страны . Верим, наша Родина непременно будет морской державой, а не государством у моря».