Ветеран флота, штурман, 50 лет отдавший морскому делу, председатель комиссии по истории ЧМП Олег Николаевич Булович вспоминает : «В годы Великой Отечественной войны одесские моряки защищали Родину на передовых рубежах . Часть торговых судов были мобилизованы в Военно-Морской флот, а остальные, включая суда портофлота , буксиры и самоходные баржи совершали «огненные рейсы» по доставке военной техники, продовольствия, высадке морских десантов, вывозу оборудования заводов и фабрик. Председатель Организации ветеранов флота Олег Яковлевич Пастернак, особо подчеркнул, в море, уходили транспортные суда гражданского флота с ранеными. Многие из них так и не дошли до портов назначения и остались в морской пучине. Так, судно «Армения», которое имело по различным данным от 5 до7 тысяч человек на борту, и несмотря на то, что шло под флагом Красного Креста, было атаковано немецкой авиацией и затоплено. Спастись удалось только восьмерым… В общей сложности из 245 судов Черномор-Азовского пароходства, за годы войны погибло порядка 111 судов разного назначения.
Говоря о подвиге моряков в 1941-1945 годах, уместно напомнить стихи поэта Игоря Шаферана : «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным». Так, легендарное пассажирское судно «Львов» стало единственным кораблем, удостоенным боевым орденом Красного Знамени».
Морское дело ─ профессия отважных, мужественных и сильных духом, способных преодолевать шторма, долгое расставание с любимыми и семьей, умеющих не терять рассудок в аварийных ситуациях. Нельзя научиться тому, это дается самой природой, и поэтому первый рейс, как правило, становится определяющим. Трудовые подвиги моряков прославили их в мирное время и по-праву навсегда останутся в летописи нашего города. Любовь и признание их чести и доблести ─ в сердце каждого истинного одессита.
Заведующий лабораторией морской гидротехники института «Черноморниипроект», профессор Михаил Борисович Познер выразил общее мнение тех, кто ежегодно в этот день обязательно приходит на мемориал: «Несмотря на тяжелый период в истории нашей страны, ветераны флота, их семьи, во многих из которых традиционно сформировались профессиональные династии, и все, кому небезразлична судьба и будущее Южной Пальмиры, надеются, что торговому флоту в Одессе ─ быть! Должны возродиться старейшие морские традиции и ушедшая в прошлое культура встречи моряка из далекого рейса ─ с ее непременными одесскими блюдами, ожиданиями на рейде, бесконечными разговорами о морских приключениях и долгожданными сувенирами из заморских стран. Молодежь, выбирающая эту профессию, не должна обращаться в иностранные крюинги, но иметь право идти в рейс от своего берега и под флагом своей страны . Верим, наша Родина непременно будет морской державой, а не государством у моря».