На рассвете 23 июня 1954 года в нейтральных водах Южно-Китайского моря путь советскому танкеру «Туапсе» (порт приписки — Одесса), доставлявшему в Шанхай (КНР) более десятка тысяч тонн авиационного керосина, преградил путь эсминец Китайской Республики (Тайвань). Эсминец приказал застопорить ход, однако советское судно продолжало следовать прежним курсом. Тогда эсминец произвел три выстрела, снаряд разорвался недалеко от носа танкера, и капитан танкера был вынужден остановиться. На танкер был высажен вооружённый десант. Оказавших сопротивление членов экипажа избили и связали. Танкер вместе с командой был доставлен в тайваньский порт Гаосюн. Советских моряков разделили на три группы по 16 человек, поместили под стражу и подвергли допросам.
В 1949 году, потерпев поражение в ходе гражданской войны от войск Мао Цзэдуна, глава правительства Республики Китай генералиссимус Чан Кайши укрылся на острове Тайвань. Вместе с ним туда перебрались его партия Гоминьдан, администрация и парламент — Национальное собрание, составленное из представителей всех китайских провинций. Его перевыборы предполагалось провести после освобождения материкового Китая от коммунистов. В связи с тем, что возвращение на материк не состоялось, работа депутатов свелась к продлению полномочий Чан Кайши, а после его смерти — его сына и преемника Цзян Цзинго.
Блокада, установленная материковым Китаем, заставляла тайваньские власти искать пути пополнения сырьевой базы, включая и прямое пиратство. В период 1949-54 гг. корабли гоминьдановского правительства Тайваня совершили 110 нападений на иностранные торговые суда. Были ограблены 43 английских, 14 панамских, 2 польских, 2 греческих судна.
Танкер «Туапсе» попал в поле внимания чанкайшистов, поскольку вез керосин Т-1, которым можно было заправить несколько эскадрилий…
Из воспоминаний ветерана флота Николая Федорова. Мне было 17 лет, когда я попал в свой первый заграничный рейс — как раз на танкере «Туапсе».
Все началось ночью, — вспоминает бывший моряк спустя шесть десятилетий. — На рассвете на нас напали. После захвата судна чанкайшисты разбили нас на три группы. Мы требовали соединить экипаж, объявили голодовку. Потом начались допросы. Меня отделили от группы. В экипаже я был самым молодым. Думали, быстро сломают, раз молодой — значит слабый. Даже говорили первому помощнику про меня «Наш Коля…» Типа никуда ты от нас не денешься. Потом меня начал навещать господин Соколов — русский «специалист» по агитации за измену Родине. Говорил, как у нас плохо, и кем буду, если останусь. Но я твердил одно: «Нет! Нет! Об этом и разговора быть не может».
24 июня 1954 года заместитель министра иностранных дел СССР В. А. Зорин пригласил посла США в Москве Чарльза Боулена и вручил ему ноту протеста в связи с захватом танкера. Советское руководство не знало о национальной принадлежности захватившего танкер эсминца. Считалось, что захватить советский корабль в этом районе мог только американский флот. Администрация США дала ответ, что американский флот не захватывал советского корабля. Захват корабля был признан властями Китайской Республики (Тайвань), которые объяснили его тем, что танкер перевозил в КНР керосин, который мог использоваться для военной авиации.
8 сентября 1954 года года морякам сообщили приказ начальника генерального штаба Китайской Республики, в котором говорилось: «Танкер и груз конфискованы. Команду считать военнопленными». Советское правительство, не имевшее своего представительства на Тайване, обратилось с просьбой к руководству Франции взять на себя заботу о судьбе членов экипажа «Туапсе». Аналогичная просьба была высказана в адрес шведского общества Красного Креста. В результате общих усилий удалось освободить 29 членов экипажа «Туапсе», включая капитана В. А. Калинина, которые не подписали прошение о политическом убежище и смогли установить связь с французским консульством на Тайване. 30 июля 1955 года они самолетом прибыли в Москву, их числе был и Николай Федоров. После возвращения из плена Николай Денисович закончил ростовскую «мореходку», стал капитаном.
Судьба тех моряков, кто первоначально принял условия местных властей, сложилась драматически.
Танкер «Туапсе» был включён в состав ВМС Китайской Республики, и ему было присвоено наименование «Куайцзи». Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн.
В 1958 г. история захвата танкера легла в основу фильма Киевской киностудии им. Довженко «Ч. П. — Чрезвычайное происшествие». Сценарий фильма написал одесский драматург Григорий Колтунов. Картину снял Виктор Ивченко, один из лучших режиссеров украинского кино («Есть такой парень», «Ивана», «Лесная песня», «Гадюка» и др.). В главных ролях снялись популярные актеры Михаил Кузнецов, Вячеслав Тихонов, Владимир Дальский и другие. Фильм имел оглушительный успех, став лидером кинопроката 1959 года.Его посмотрели свыше 47 млн зрителей — это лучший показатель среди всех кинокартин, которые когда-либо выходили под эгидой Киевской и Одесской киностудий.Безусловно, эта картина является детищем своего времени, но актерская игра и по сей день приносит удовольствие.
В Одессе же, энтузиасты, общественность города, ветераны флота, шесть лет добивались возможности увековечить память танкера «Туапсе», пока руководством Одесского порта, не было приято решение об установке мемориальной плиты. И теперь каждый год на причал Одесского морвокзала приходят товарищи «туапсинцев» почтить память ушедших.