Позвольте не согласиться, что ,,,«Реанимировать ЧМП, увы, вряд ли будет можно»…
Необходимо поблагодарить автора, Таквор Оганесяна, за цикл статей, «Морская держава? Скорее страна у моря», в газетах «Слово», «Моряк Украины», откровенную хронологию событий развала могучей судоходной компании «БЛАСКО».
Последняя статья, заканчивается словами … «Реанимировать ЧМП, увы, вряд ли будет возможно», а если конкретно, автор имел ввиду — Государственную судоходную компанию «Черноморское морское пароходство» (ГСК «ЧМП»).
Возродить Государственную судоходную компанию «ЧМП», в былом виде, действительно нельзя, потому, что всё, что сделало Государство, со всеми Государственными судоходными компаниями в Украине за 20 лет независимости, мировому сообществу, всем украинцам, известно. Государственные судоходные компании Украины перестали существовать и де-юре и де – факто. Поэтому, куда и кому исчезли « огромные армады» из тысячи судов всех морских пароходств Украины – наследства СССР, останется на совести государства, наёмные чиновники которого, управляли этим имуществом, как пишет автор статьи, … « почти два десятилетия».
Потеряв флот, в итоге, государство самоустранилось от руководства морской и речной отрасли, так же бездарно потеряв за годы независимости весь интеллектуальный потенциал — профессионалов управленцев этой отрасли, ликвидировало «Укрморречфлот» Министерства инфраструктуры, как говорят классики марксизма, как класс – раз и навсегда.
Государство показало мировому сообществу и украинцам, что ему нет дела до морской и речной отрасли Украины, дав сигнал всем, кто желает, во всём мире, как и на рубеже развала СССР — заходите на рынок морской и речной отрасли Украины, он свободен, и делайте, что хотите дорогие иностранцы и все, кто желает.
Что же в результате осталось нам, жителям морской державы Украина?
Первое, что восхваляют, те, кто желает выдать морское образование в Украине, чуть ли не как продолжение развития морской отрасли, это тиражирование дешевой рабочей силы на иностранные суда в конкуренцию рабочей силы таких же стран, не имеющих своего флота.
Второе, за 20 лет независимости, государством ни построено, ни одно транспортное хотя бы малозначимое для перевозок грузов судно.
Третье, уход в хуторянское небытие морского духа, истории Украины (Музей морского флота Украины в г.Одессе, который до сих пор государство не восстанавливает), морской транспортной науки и технологий, которые не могут развиваться без практики.
Четвёртое, это морские порты — вспомогательный ресурс морской отрасли, для переработки грузов, доставляемых основным показателем силы государства, флотом, о речных портах уже все давно забыли. Над этим, последним, оставшимся ресурсом морской отрасли, проведён окончательный эксперимент — закон « О морских портах Украины». Одна только фраза из Закона о том, что территория порта может состоять из земель морского транспорта, земель промышленности и земель водного фонда, показывает, что вся территория портов будет делиться и переделываться в зависимости от сиюминутной выгоды приватизаторов. В порты , с учётом их будущей открытости, будущие частные владельцы портового хозяйства, с целью достижения максимальной прибыли для себя родных, могут пригласить дешёвых портовых рабочих, например китайцев или из стран СНГ с безработным населением.
Пятое. Отсутствие у государства флота для прохождения практики курсантами и студентами. Отсутствие индустриального судоремонта, судостроительных технологий, собственных судоходных компаний , уже привело и приведёт к использованию украинцев как «офисного планктона», без государственности в голове и желании быть там, где тебе больше заплатит хозяин имущества , обеспечивая работу иностранного флота, грузопотоков, стивидорных работ в портах.
Этот список перечислений убытков для Украины от самоустранения государства от управления хозяйственной деятельностью в морской и речной отрасли можно продолжить. Однако, стоит ли это делать, государству морская отрасль не нужна, из морской отрасли уже давно изгонялись профессионалы, на смену которым приходили специалисты, по результатом работы которых, как сказал первый Президент Украины, осталось в морской отрасли … « Маємо, що маємо»…
Действительно, как отмечено в статье, ветераны флота не безразличны
всему происходящему в морской отрасли и в ГСК «ЧМП», тем более, что в Уставе организации ветеранов флота обозначено прямое участие ветеранов в возрождении Черноморского морского пароходства, и это не обязательно должна быть судоходная компания , управляемая государством, так как результаты такого государственного управления, как оказалось очень опасны, что видны из статьи уважаемого Таквор Оганесяна. Сегодня, вместо сияющего всеми цветами Черноморского морского пароходства, с 75 000 рабочими местами, известного во всём мире как «БЛАСКО» , осталось немногим более 100 работников, куча скандалов, долгов и желание государства навсегда закрыть «кровоточащую» и постоянно нервирующую государственных деятелей историю «БЛАСКО», что и делается сегодня.
Что же дальше с морской отраслью? Какова политика государства в морской и речной отрасли?
Созданный в Министерстве инфраструктуры — органе управления государственным имуществом, несколько лет назад, Департамент политики морской и речной отрасли Украины до сих пор не довёл до сведения общественности, какие планы у государства в этом направлении?. Надо понимать, если государственный департамент молчит, политики государства в этом направлении нет, и ожидать от государства какой либо политики и планов в отношении заинтересованности государства в развитии морской отрасли, нет.
Некроз морского сообщества и морской отрасли Украины необходимо остановить, тем более что Украина, имея морские берега данные ей географическим положением, относится к категории морских государств. Большая надежда у ветеранов флота, на избранных депутатов Верховной Рады от г. Одессы, которым одесситы отдали свои голоса это – С.Р. Гринивецкого и С.В. Кивалова, других народных представителей прибрежных регионов Украины. Обязательно, только они, должны возглавить Комитет по транспорту и от слов о возрождении морской отрасли предыдущих депутатов, руководящих транспортным комитетом ВР, их грандиозных планов возрождения морской отрасли с «трибуны», перейти к реальным законодательным инициативам, позволяющим восстановить Украине статус морской державы.
Ветераны флота, более года назад создали рабочую группу, в состав которой входят представители различных организаций, которым не безразлично будущее морской отрасли Украины и уже имеются наработки в части возрождения морского флота Украины.
Ветераны флота полагают, что Президент должен откровенно сказать, нужен Украине морской флот или нет, есть политика развития морской отрасли Украины или нет и довести это до сведения граждан Украины.
Моряки помнят, когда и как создавался РОПИТ, возрождался флот после Крымской войны, Гражданской, Великой отечественной войны, но это было после войн. Неужели в мирное время, невозможно возрождение нашего, украинского флота?
Капитан дальнего плавания,
Почётный работник морской и речной отрасли
О. Пастернак.