Cерия публикаций в нашей газете под общим названием «Морская держава? Скорее страна у моря» вызвала широкий отклик у морской общественности, и в первую очередь, ветеранов флота Черноморского морского пароходства. Наш корреспондент попросил заместителя председателя организации ветеранов флота ГСК «ЧМП» О.Я.ПАСТЕРНАКА поделиться своими соображениями по обсуждаемой теме. — Олег Яковлевич, расскажите о своей трудовой биографии, о том, как вы пришли на флот, какими судами ЧМП командовали, какие должности занимали в руководящем аппарате ЧМП? — В 20 лет был принят на работу в ЧМП на должность четвертого помощника капитана судов загранплавания. Затем, пройдя все штурманские ступеньки роста судоводителя, проработал десять лет капитаном дальнего плавания. Открывал фидерные линии ЧМП. Это была мощная контейнерная линейная судоходная система Черноморского морского пароходства, когда контейнеры доставлялись из факультативных портов в крупные порты, например Сингапур, а затем большими контейнеровозами — в порты всего мира. Суда ЧМП ходили с полной загрузкой — иногда даже приходилось отказываться от части контейнеров для обеспечения безопасности мореплавания. А в начале девяностых произошли всем известные события обретения Украиной независимости, в результате чего начался развал крупнейшей судоходной компании мира, построенной на интеграции всех республик Советского Союза и грузовладельцев иностранных государств, — судоходной компании Черноморское морское пароходство (БЛАСКО). Мой переход в 1995 году на береговую работу также шел по ступенькам роста — от начальника контейнерного отдела пароходства до руководителя предприятий морской отрасли, которой отдано более сорока лет. С 2010 года — заместитель председателя организации ветеранов флота ГСК «ЧМП». — Каковы уставные цели и задачи вашей ветеранской организации? Какими вопросами как заместителю председателя организации ветеранов флота «ГСК ЧМП» вам приходится заниматься? — «Организация ветеранов флота ГСК «ЧМП» была создана более двадцати пяти лет тому назад, как общественная организация в составе Черноморского морского пароходства, позднее ГСК «ЧМП». Цель организации — защита законных, социально-экономических прав и интересов ветеранов, оказание помощи в улучшении медицинского, торгового, бытового обслуживания, жилищных условий и другие виды помощи ветеранам флота, трудом которых создавалась ГСК «ЧМП» и все ее основные фонды. Не так давно только одни пансионаты ветеранов ГСК «ЧМП» оказывали помощь тысячам ветеранов. Сегодня это жалкие строения, ждущие своего логического конца. С просьбой восстановить и сохранить для ветеранов хотя бы эти жалкие остатки некогда разветвленной социальной инфраструктуры ЧМП, мы обращались в Кабмин, Министерство инфраструктуры, но, к сожалению, так и не получили ответа. Если же говорить о текущей работе организации, то в основном приходится заниматься организацией помощи ветеранам флота, которую нам, увы, ждать не от кого. Лишь немногие совестливые руководители оставшихся единиц предприятий морской отрасли, морских профсоюзов, те, кто еще помнит заслуги флотских ветеранов, по мере возможности, оказывают им, уже немощным пожилым людям, помощь. За это им от ветеранов флота, большое человеческое спасибо. Что же касается участия нашей организации в выработке программ по выводу ГСК «ЧМП» из банкротства, то, несмотря на наши многочисленные просьбы, к обсуждению этих вопросов, нас не допускают. Члены нашей ветеранской организации посещают учебные заведения Одессы, передают накопленный опыт и знания молодым специалистам, обучая молодежь профессиональному мастерству, воспитывая у нее уважение к морским профессиям. Но этого мало. Уже второй год ветераны флота обеспокоенно пишут во все инстанции — Горсовет, Обладминистрацию, Министерство инфраструктуры о необходимости срочного восстановлении Музея морского флота Украины, но получают в ответ только одни обещания: Музей не восстанавливается, здание на Ланжероновской-Пушкинской постепенно ветшает, став как бы последним символом разрушения морской отрасли Украины. Неужели государству, власть имущим не дорого все, что касается славного морского прошлого нашей страны? Жизнь идет, ветераны уходят, а с ними обрывается связь времен, преемственность поколений моряков, а государство безучастно ко всему этому. Пора вспомнить слова всем известной, любимой одесситами песни — «Ах, Одесса, жемчужина у моря!». На мой взгляд, нашему городу необходимо получить больше полномочий, чтобы самостоятельно решать вопросы, связанные с морем. Тогда появится флот, грузопотоки, возродится Музей морского флота. И грузооборот нашего порта вырастет в разы, что уже не раз было в истории Одессы. Тогда можно надеяться на то, что возродится былая слава Южной Пальмиры — морской столицы Украины. — Олег Яковлевич, в каком виде, на ваш взгляд, в Украине может быть воссоздана морская судоходная компания, пришедшая взамен ЧМП? — Нет необходимости предаваться горестным стенаниям по поводу утраченного флота ГСК «ЧМП» и других государственных судоходных компаний Украины. Такова была политика государства Украина, которому принадлежало имущество, работодателю, у которого были десятки тысяч работников. Наверное, так было нужно госчиновникам, которые этим имуществом управляли. Все, что произошло и происходит с ЧМП и всем транспортным флотом Украины, надеемся, со временем будет справедливо оценено политиками, историками и журналистами. Бывшие руководители Черноморского пароходства, которым вы в цикле ваших статей «Морская держава? Скорее страна у моря», предоставили слово — профессионалы, рассказали, как все было. Но они не сказали, что делать, чтобы восстановить морскую отрасль Украины. Полагаю, что такие предложения будут опубликованы в ближайшем будущем. «Организация ветеранов флота ГСК «ЧМП», которая участвует в работе по возрождению морской судоходной компании, уверена в том, что ее воссоздание будет не взамен ЧМП, а станет продолжением истории ЧМП и ее реальностью. — Сможет ли такая компания существовать, не говоря уже о том, чтобы успешно работать, коль у государства нет заинтересованности в развитии морской отрасли? О морской политике при таком положении вещей говорить не приходится. — Для осуществления этих замыслов, участия ветеранов флота безусловно мало — необходимо желание депутатов- законодателей, наших сограждан, которых мы выбрали в Верховную Раду и, конечно же, политическая воля руководителей государства. Если рассуждать доходчиво, без коммерческих терминов, украинская продукция сегодня продается на таких коммерческих условиях, когда она становится собственностью неукраинского покупателя, а может и оффшорного украинского, уже на заводе или фабрике. Поэтому наш производитель не заинтересован в организации транспортной доставки своего товара покупателю, ввиду тяжелого пресса налоговых, таможенных и других видов непроизводственных расходов, увеличивающих в разы стоимость товара. Точно так же он не заинтересован в создании флота, как средства доставки своего товара иностранному покупателю, которому во много раз дешевле нанять судно и перевезти этот груз к месту назначения без налоговых и других финансовых «накруток». Вот, собственно, ответ на вопрос: почему у нас нет и не будет отечественного флота. Он предельно ясен: зачем строить и создавать средства доставки своего товара покупателю, если огромные непроизводственные затраты негативно отразятся на конкурентоспособности продукции? Вот здесь как раз государство должно и обязано помочь отечественному производителю путем законодательных мер, снижения налогового бремени, расходов по доставке украинского товара грузополучателю национальным флотом. А если еще и портам, с целью привлечения грузопотоков, дать соответствующие льготы? Только так может возродиться наш флот, заработают судоверфи и судоремонтные заводы. Ветеранами флота уже неоднократно все эти предложения озвучивались руководству страны. Вся надежда на новый состав депутатов парламента — Транспортный комитет ВР, который, хочется верить, наконец-то, от слов перейдет к конкретному, законодательному обеспечению развития морской отрасли Украины. — А кто же будет от исполнительной власти обеспечивать выполнение морских законов, которые, дай-то Бог, будут приняты государством? — Увы, такого органа исполнительной власти в данный момент нет — ни Администрации морского транспорта, ни «Укрморречфлота», поспешно переведенного из Одессы в Киев (поближе к себе, родным).Все эти органы ликвидированы, как уже ненужные и атрофированные, без правопреемства, потому что и передавать и принимать уже нечего. Остается надеяться, что государство опомнится и восстановит морской отраслевой орган исполнительной власти. Не отдавать же все на откуп приватизаторам, инвесторам, концессионерам, у которых один интерес — прибыль. — Как бы вы прокомментировали, озвученное экс-президентом АСК «Бласко» господином Кудюкиным в интервью одному из одесских телеканалов, заявление о начале работы по восстановлению концерна и ведущихся переговорах с немецким банком? — Никогда не забуду, как еще будучи капитаном, во время рейса в начале девяностых, я получил радиограмму за подписью президента АСК «БЛАСКО» Павла Кудюкина, в которой шла речь о создании вместо ЧМП — АСК «БЛАСКО» с участием в нем, как акционеров, всех работников Черноморского морского пароходства. Считаю, что его намерения были прогрессивными для того времени в связи с переходом Украины на рыночную экономику. И справедливыми по отношению к работникам ЧМП, за счет труда которых создавались и наращивались основные фонды пароходства. Но АСК «БЛАСКО», в силу известных событий, не состоялся. Что же касается заявлений о восстановлении концерна, кредитах иностранных банков, инвестициях и т.п., то они, на мой взгляд, не имеют под собой серьезных оснований. Таквор ОГАНЕСЯН , «Слово» |