В городе Одессе, 16мая 1883 года, усилиями одесского купечества, с помощью осударствасроком на десять лет было создано «Акционерное общество для установления постоянных сообщений между Одессой и Константинополем посредством пароходов».
Так появилось на свет «Черноморское общество пароходов» — родоначальник Одесского Черноморского морского пароходства, а Одесса стала «южным морским окном» России на Запад, базовым портом пароходства.
Черноморское морское пароходство,моряки, различные коллективы предприятия, на протяжении 180 лет обеспечивали работу пароходства, и в лучшие для развития пароходства годы, и в тяжёлые военные годы, всегда оставались примером трудовой доблести, героического самопожертвования.
Светлая память, моряков, работников пароходства, посвятивших жизнь
Черноморскому морскому пароходству!
Славные страницы истории пароходства, начиная с мая 1833 года, независимо от периодов истории, хороших и плохих для пароходства, при любых её поворотах, связанны с нашим славным городом, «Жумчуженой у моря» , г.Одессой.
Немало поспособствовал возникновению срочных пароходных сообщений на Черном море и их организационному оформлению граф Михаил Семенович Воронцов, в честь которого установлен памятник на Соборной площади.
Новороссийский генерал-губернатор и полномочный наместник Бессарабии, граф Воронцов М.С., прозорливо называл пароходное судоходство «одним из полезнейших изобретений нашего просвещенного века» и видел за ним большое будущее.
В 1845 году на базе «Акционерного общества пароходов», создана «Новороссийская пароходная экспедиция», в составе 14 судов.
Во время Крымской войны, 1853 год, суда были довооружены и вошли в отряд пароходов и фрегатов Черноморского флота, моряки которого героически проявили себя во время обороны Севастополя.
После Крымской войны, в 1856 году, на основе оставшегося флота, было создано акционерное общество: «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Одесская, главная контора общества, разместилась в бывшем дворце И. О. Витта на ул. Ланжероновская, здании, в настоящее время принадлежащее Государству Украина. Правительство Российской империи выдало обществу РОПиТ крупный заем и пятилетнее разрешение на беспошлинное приобретение судов за рубежом.
Создание РОПиТ упрочило регулярное торговое сообщение Одессы с иностранными портами, увеличило коммерческое движение на внутренних черноморских и азовских линиях и ускорило реконструкцию и благоустройство портов Азово-Черноморского бассейна. Развитие срочного пароходства имело помимо экономического ещё и общественное значение: получил развитие экскурсионный туризм в Крыму и на Кавказе, а также произошел всплеск интереса к паломничеству в святые места Палестины и Афона.
В конце XIX — начале XX веков торговые судоходные предприятия в Российской империи появлялись и исчезали, но в то же время утвердилась устойчивая обойма пароходств. Самым крупным, с долевым участием государства — на юге России был РОПиТ в г.Одессе.
В 1920 году после окончания гражданской войны от торгового флота на Ч?рном море осталось около 5 % судов.
13 июня 1922 года Совет Труда и Обороны советское правительство занялось восстановлением торгового флота, и учредили в системе Наркомата путей сообщения государственные пароходства Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское, а общее руководство их деятельностью возложили на Центральное правление Госторгфлота.
В годы Великой Отечественной войны, моряки черноморцы, работники ЧМП, героически сражались за освобождение нашей Родины в регулярных войсках армии, а так же осуществляли морские транспортные перевозки по Чёрному морю. Многие из них продолжали работу в ЧМП и после войны.
С окончанием Великой Отечественной войны, в связи с увеличением объёмов перевозок, были созданы отдельные Черноморское, Азовское и Грузинское пароходства. Базовым портом Черноморского морского пароходства (ЧМП) осталась Одесса, где помимо Одесского порта располагался судоремонтный завод.
Накануне распада в 1991 году, Советского Союза, Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 300 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей пассажировместимостью 12 тыс. пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением 5 млн.тонн.
Черноморское морское пароходство было ведущим в СССР, и вторым в мире.
2 января 1992 года , ЧМП было передано в ведение образованной Государственной администрации морского транспорта Украины (Укрморфлот), ставшей правопреемником Министерства морского флота СССР на территории Украины.
Укрморфлот получил право: «менять флаги, по согласованию с Фондом государственного имущества Украины продавать, закладывать суда с целью получения кредитов для финансирования программ пополнения флота»
17 февраля 1993 года Укрморфлот был ликвидирован, и ЧМП перешло под руководство вновь созданного Министерства транспорта Украины (1992—2004)
24 декабря 1993 г. Верховная рада Украины приостановила процесс акционирования Черноморского морского пароходства, наложила вето на президентский указ и ЧМП стало Государственной судоходной компанией.
Министерство транспорта Украины, осуществлявшее общее руководство над ГСК ЧМП, в июле 2004 года, было реорганизовано в Министерство транспорта и связи Украины и получило в наследство остаток имущества ГСК ЧМП: 6 судов и 17 непогашенных кредитов на 11 миллионов долларов.
Процедура санации ГСК «ЧМП» была введена в 2006 году.
В 2008 году Черноморское морское пароходство отмечало свое 175-летие со дня своего основания. Накануне юбилея министр транспорта и связи Украины К. Ефименко заявил о необходимости прокурорской проверки законности отчуждения имущества ЧМП. Он назвал процедуру банкротства ЧМП «немотивированной» и ведущей к выведению из под государственного контроля предприятия, балансовая стоимость имущества которого составляет свыше 500 млн. грн.
В результате, по мнению экс. Министра г. К. Ефименко, путем создания искусственных долгов за бесценок отчуждается государственная собственности. В своем заявлении министр призвал не допустить ликвидацию Черноморского морского пароходства.
В декабре 2010 года Министерство транспорта и связи Украины было в очередной раз реорганизовано и ЧМП было подчинено Государственной службе морского и речного транспорта теперь уже Министерства инфраструктуры Украины, которая в этом же году была ликвидирована без права правопреемства.
По состоянию на сегодняшний день флот ЧМП сократился до одного вымпела.
Процедура санации ГСК «ЧМП» продолжается.
Надо полагать, что и при новейшей истории Украины, как и в различные периоды жизни ЧМП, работа и история Черноморского морского пароходства будут продолжены!
Наша ветеранская организация, многие государственные и партийные деятели, общественность г. Одессы уверены, что Жизнь Черноморского морского пароходства будет продолжена и в недалёком будущем мы будем праздновать 200 летие образования Черноморского морского пароходства.!!!